Истоки и памятники орнаментального искусства Казахстана.
От эпохи бронзы до образования Казахского ханства
Содержание
Природные особенности Казахстана предопределили не только особый вид производительной деятельности человека на его территории, но и во многом повлияли на облик материальной культуры, созданной здесь в прошлом.
На большей части страны господствует резко континентальный климат с малым количеством осадков, сухостью воздуха, высокими летними температурами и суровой малоснежной зимой. Лесостепной ландшафт, характерный для Северного Казахстана к югу переходит в степной, а ещё южнее его сменяют полупустыни и пустыни.
Главным видом производящей экономики в подобных природных условиях, которые не изменились здесь со II тысячелетия до н.э., могло быть скотоводство. Оно приобрело в Казахстане характер кочевого в I тыс. до н.э. и просуществовало в такой форме в качестве основного вида занятий местного населения до 30-х годов XX века.
Благодаря общему для всех районов Казахстана хозяйственному укладу и подвижности большинства населения была создана удивительно единообразная для такой громадной территории материальная культура казахов – наследница древней культуры степных племён и народов.
Истоки её обнаруживаются в весьма далёком прошлом. Совершенно неоспоримые стилистические черты, присущие сегодняшнему прикладному искусству казахов, впервые появляются на территории Казахстана уже в эпоху бронзы.
В эпоху бронзы (II—I тыс. до н.э.) обширные пространства Казахстана, Западной Сибири, Приуралья и севера Средней Азии были заселены родственными по происхождению и общности исторических судеб племенами, оставившими яркую, самобытную культуру, получившую в науке название «андроновской». Племена эти составили ту древнюю основу, на которой впоследствии в ходе сложных процессов этногенеза сформировалась казахская нация.
Орнаменты на керамике эпохи бронзы,
найденные на территории Южно-Казахстанской области. Середина II тыс. до н.э.
Программа "Культурное наследие"
Высокие технические достоинства андроновской керамики, выражающиеся в тонком, хорошо обожженном и красивом по цвету лощёном черепке, большое разнообразие типов посуды и практически неисчерпаемое многообразие композиций, нанесённых уверенной рукой без предварительной разметки рисунка, свидетельствует о развитости керамического ремесла и широкого применения орнамента в украшении «парадной посуды».Всем сосудам присущи общие черты – изысканный графизм орнаментов и подчёркивание ритмичности охватывающих сосуд по кругу фигур – треугольников, зигзагов, меандров, разделённых горизонтальными полосами.
В скифское время (VIII в. до н. э. — IV в. н. э.) особенно ярко проявилась общность культурно-исторического развития степных племён. Это единство, основанное на кочевом или полукочевом скотоводстве, однородном общественном строе и сходных представлениях о мироустройстве, стимулировалось небывалой ранее подвижностью сакских племён, бывших, вероятно, первыми настоящими конниками. Именно в это время в среде тех племён и народов, у которых ведущей формой хозяйства было экстенсивное скотоводство, сложилась особая конно-кочевая формация.
Основным признаком, отличавшим этих кочевников от их соседей земледельцев, являются «своеобразные формы материальной культуры («кочевой быт»), наиболее приспособленные к ведению скотоводческого хозяйства и связанные с ним частым передвижениям.
Формы эти – юрты, изделия из войлока и кожи, покрой одежды, предназначенной для верховой езды, малое количество или полное отсутствие глиняной посуды и многое другое»
Золото скифов(саков) |
С.И.Руденко"Сибирская коллекция Петра I"
В скифскую эпоху были созданы подлинные шедевры степного искусства. Всемирную славу приобрели изделия из сибирской коллекции Петра I, большая часть которых происходит из казахстанских курганов, находки из захоронений юга России и Украины, предметы кочевого быта из обледенелых курганов Алтая, уникальные золотые украшения из курганов Семиречья.
Эпоха ранних кочевников резко изменила стиль степного орнамента. И хотя художественный стиль, созданный скифами, называют «звериным» и его пышный расцвет связывают с золотыми и бронзовыми украшениями, на которых животные сплетены в яростных схватках, это не означает, что весь его изобразительный ряд замыкался на изображениях животных.
В это время наряду со знаками и символами предшествующих эпох встречаются и новые орнаментальные темы и мотивы. Это розетки, ленточные орнаменты, мировое дерево и др. Мотив мирового или космического дерева – яркий сюжет скифского искусства, который разрабатывался как в мифопоэтическом творчестве, так и в архитектуре, скульптуре, прикладном искусстве. Особенно впечатляюще он представлен на войлочном ковре из Пазырыкского кургана.
Находки из Пазырыкских курганов (Горный Алтай). Около V в. до н.э.
В первые века нашей эры благодаря «Великому переселению народов» в центральные и западные районы Казахстана проникают первые группы тюркского населения. Начиная с этого времени, в кочевнических захоронениях появляются вещи, многие из которых как по стилистическим признакам, так и по технологическим приёмам изготовления мало отличаются от типично казахских. Это, например, войлочные изделия из Ноин-Улы, металлические украшения так называемого «полихромного стиля»
Появление «полихромного» стиля, пришедшего на смену звериному, относят к III-II вв. до н.э. и связывают с проникновением на территорию Казахстана воинственных племён гуннов. Памятники этого стиля сохранились на обширном пространстве от Алтая до Крыма. Характерной его особенностью являются инкрустация металлической (золотой, серебряной или бронзовой) пластины вставками цветных камней в кастах-гнёздах, ряды филигранных поясов (плетёнки, "рубчики") перегородчатые эмали, окружённые узорами из зерни в виде треугольников и ромбов.
Заимствованная в начале I тыс. до н.э. из стран Передней Азии и Восточного Средиземноморья, эта сложная и тонкая техника передавалась древними азиатскими ювелирами из поколения в поколение, достигнув расцвета в VI-V вв. н. э. и сохранилась до наших дней в серебряных изделиях казахских мастеров.
Изделия полихромного стиля
Лит-ра:
К. Ибраева "Казахский орнамент", Алматы "Онер", 1994г.
А.Х.Маргулан "Казахское народное прикладное искусство",
том I (стр.43), Алма-Ата "Онер", 1986г.
Иллюстрации из интернета и коллекции автора.