Каталог изделий

Мастер-класс

Статьи об искусстве



Вышивка и орнамент. Казахские ремёсла.

Со стародавних времён вышивка является самым распространённым видом декоративно-прикладного искусства. Образцы вышивального искусства, найденные в Пазырыкском кургане на Алтае и в Бесшатырских курганах Семиречья, датируются V-VII веками до нашей эры. Традиции вышивки на территории Казахстана прослеживаются с XIII века. Наибольшего расцвета казахская вышивка достигла в XIX веке.

Из всех видов прикладного творчества вышивание было наиболее доступным способом художественного самовыражения. Индивидуальность творческого процесса, относительная несложность техники исполнения давали широкий простор для фантазии. Свободное время, особенно долгими зимними вечерами, женщины с дочерями неспешно занимались любимым делом, погружаясь в сокровенный внутренний мир.

В зависимости от предполагаемой техники, изготавливались нити различной толщины. Мастерицы вышивали шерстяными, хлопчатобумажными, шёлковыми, серебряными, золотыми нитями, а также канителью. Кроме этого, в вышивке применялись жемчужные, перламутровые, коралловые, бирюзовые бусины и бисер. Вышивали казашки на полотнах домашнего производства, а также на коже, замше, войлоке и привозных тканях: сукне, шёлке, хлопчатобумажной ткани, бархате.

казахская вышивка keste

Женское рукоделие - вышивка кесте

Основу декоративной выразительности вышитых изделий составляет орнамент и цвет. В основе казахского орнамента – богатство природы с деревьями, травами, величием гор, цветущими степными просторами, разнообразие животного мира. Особенностью казахского орнамента является его декоративная плоскостность, отсутствие в нём цвето-теневой моделировки и перспективы.

Аппликация ткани по контуру обшивалась петельным верхошвом олбыр кесте, образующим зигзагообразное или петельчатое переплетение, что придавало лёгкую ажурность декору изделия. В качестве цветового фона, мастерицы предпочитали красный, синий, чёрный, терракотовый цвета ткани, с чем связывали колорит вышивки, основанный на контрасте или гармонии родственных цветов.

Выразительность и богатство орнаментальной композиции, достигалось путём взаимодействия крупных и мелких узоров, сочетания плотного сплошного орнамента и лёгкого разряженного узора в виде капель и кружочков, словно повисших в воздухе. Очень впечатляюще выглядят изделия вышитые цветными, шерстяными, хлопчатобумажными нитями в технике глади. В декор изделий, вышитых в этой технике, вносились символичные узоры в виде элементов растительного мира, солярных знаков, розеток и других знаков с идеями плодородия и процветания.

Казахская вышивка. Тамбурный шов.

Тамбурная вышивка

Вышитые изделия обязательно входили в состав приданного невесты жасау. Поэтому, они изготавливались заранее. Помимо того, что изделия вышивались силами хозяйки и её дочерей, привлекались родственницы, подруги, соседки для вышивания недостающих вещей в приданном. Наиболее активно шла подготовка после сватовства девушки. Такое коллективное вышивание сопровождалось шутками, смехом, а также советами старших родственниц о правилах поведения, этикета будущей невесты в доме мужа. Со временем, став матерью, невеста начинала обучать искусству вышивания своих дочерей по образцу изделий из своего приданного.

Вышивке обычно подвергалась одежда, по особенностям декоративного оформления которой и нюансам деталей можно было судить о родоплеменной, территориальной принадлежности, имущественно-социальном уровне человека, его возрасте и семейном положении человека.

Женская одежда, в особенности для богатых, выглядела весьма нарядно. Декоративными приёмами – вышивками, аппликацией галуном, обшивкой бусами в платье выделяли ворот, нагрудную часть, края рукавов, подола и оборки. Художественное оформление вышитых изделий гармонировало с цветом, фактурой и качеством ткани. Бывало, что одежду обшивали серебряными нитями у выреза, а кораллами и жемчугом украшали оборки подола и края головного убора. Все эти узоры носили роль оберега.

казахская вышивка

Вышивка на лицевом вырезе кимешека

Богатые родители для приданного невесты старались заказать опытным мастерицам художественное оформление важных атрибутов супружеской кровати – настенный ковёр тускииз и покрывало. Такие вещи золотошвейной вышивкой дорого стоили, в связи с чем их берегли и передавали из поколения в поколение. Ими пользовались не каждый день, а лишь по праздникам. По традиции, вещи, использованные для декоративного оформления кровати, нельзя было отдавать на сторону или продавать – это могло привести к краху супружеского счастья. Изделия, отличающиеся особой дороговизной, торжественностью и эффектной декоративностью являлись престижными вещами. По народному представлению, они магическим образом стимулировали важные жизненные параметры.

Впечатляюще выглядела одежда богатого мужчины. Существуют определённые каноны в выборе орнаментальных мотивов в зависимости от их месторасположения в одежде. Так, например, на спинках халатов XIX века, как правило, в качестве композиционной доминанты воспроизводился крупный солярный знак. В данном контексте, солярный знак служил изобразительным талисманом, охраняя владельца от всего негативного и одновременно выражая идеи плодородия. Художественно выполненный мужской шапан, осмысливался почти, как сакральная вещь.

Шапан, вышивка

Солярный знак на спинке шапана

Знаковое содержание богатейших орнаментальных мотивов находилось в тесной связи с древней мифологией, тотемистическими образами, одушевлённым миром - солнцем, луной, звёздами, деревьями и цветами, горами и реками. Эти символы, со временем утратив былую сакральность, упрощались по смыслу и переводились в бытовую плоскость. С особой тщательностью вышивались и головные уборы. В вышивке преобладали солярные знаки и растительные мотивы. Орнамент, выполненный золотыми нитями, называется алтын орнек (золотой узор), а серебристыми кумис орнек. Девушка также могла вышить носовой платок и согласно традиции подарить его юноше, что выражало её симпатию к избраннику. При этом узоры вышивки красноречиво отражали её чувства.

Следует отметить, что орнаментальные мотивы более всего подвергаются стилизации. Многие из перечисленных мотивов, в той или иной мере присутствуют и в других видах прикладного искусства, однако в вышивке они имеют своеобразную трактовку, заключающуюся в утрировании основных характеристик. Цветы изображаются роскошными, листва воспроизводится очень сочной и живой, а извилистость и прихотливость стеблей доходит до изощрённости. Часто в одном изделии использовали золотистую канитель, переливающуюся разными цветами. Кроме этого, в композицию вводились вкрапления перламутровых, жемчужных, коралловых и гранатовых бусин и блёсток, усиливающих декоративный пафос.

казахская вышивка кесте

Вышитый платочек от девушки

Казахская одежда состоятельных людей, сшитая из замши и домотканого импортного сукна, а также привозного бархата, атласа, парчи и других тканей отличалась декоративной насыщенностью. С помощью орнамента и цвета, акцентировались её конструктивные особенности, оживлялись масштабы объёмов. Спектр художественных приёмов в оформлении костюма был широк – от сдержанного, изысканного декора до орнаментально-колористической пышности. По вышитому изделию, юноша мог судить об уровне таланта девушки. Он должен был сделать ответный подарок в виде зеркальца или украшения. Эта маленькая деталь выражала и его ответные чувства. Таким образом, мы видим, что искусство вышивки имело не только украшательно-обережную функцию, но и было средством донесения определённой информации.

Не жалели творческих усилий казахские мастерицы и при декорировании своего жилища. Вышивкой украшались все предметы домашнего обихода. Например, вышивкой украшались различные подвесные сумки аяк кап, кесе кап и другие изделия, предназначенные для хозяйственной утвари, а также войлочные сумки типа тосек кап, чехлы тен и сандык кап. Всё это декорировалось аппликацией тканью. Особое внимание придавалось прикроватной занавеске шымылдык. Многие из этих предметов демонстрируют выразительный декор.

вышивка кесте

Настенный ковёр - тускииз

Главной задачей художественной вышивки являлось эстетическое преображение домашнего предметного мира, что вносило радостную интонацию в бытие казахов. Убранство юрты буквально утопало в красочном потоке узоров, которые служили с одной стороны оберегами от негативных сил, с другой, должны были своей магией стимулировать здоровье, счастье, богатство и процветание.

Мужские камзолы и шапаны украшались по краям рукавов, бортов и подола, позументом или вышивкой шата-ою, составленной из зигзаговидной линии с трилистником в месте подъёма линий. Порой однотонный шапан весь декорировался вышивкой или аппликативным орнаментом из ценного меха. Мужские штаны, сшитые из замши, флиса, шёлка, бархата декорировались вышивкой, аппликацией галуном в боковых разрезах штанин и других местах. Золотое шитьё на одежде располагалось в виде широкой каймы по конструктивным местам подолу, рукавам, бортам, горловине. Порой халаты расшивались целиком. Градации интенсивности вышивки и степень декоративности довольно велика: от необычайно роскошной орнаментации всей поверхности одежды до скромной, едва заметной тонкой тесьмы по её краям.

казахская одежда с вышивкой

Золотое и серебряное шитьё на одежде

Особой роскошью отличалось золотое и серебряное шитьё, расценивавшееся как элитарное искусство, предназначенное для состоятельных лиц. Эта техника применялась для декора мужской и женской парадной одежды. Такую одежду одевали в особенно знаменательные праздники. Например. Когда ездили свататься, чтобы произвести должное впечатление на будущих родственников. Орнамент адекватен для отображения отвлечённых понятий. Нередко, им, в опосредованной форме передавались сложные абстрактные представления о времени и пространстве. Ритмика некоторых сложных орнаментальных построений вызывает ассоциации о многоплановости вселенной, множественности и одновременно цельности явлений мира.

Впечатляет вышивка женских головных уборов кимешек, различающихся по внешнему декору и форме в зависимости от этно-территориальной среды бытования. Вышивка обрамляла лицевой вырез и украшала переднее полотно. Шитьё серебристой или золотистой канителью перемежалось с нашитыми бусинами из коралла, а также серебряными мелкими бляхами. В случае отсутствия кораллов, в изделие активно вводился красный цвет вышивки. В вышивке одежды часто применялись масштабно-пропорциональные членения, акцентирующие особенности покроя.

казахский кимешек с вышивкой

Женщины в кимешеках

Кочевой уклад жизни казахов внес свой отпечаток в декоративно-прикладное искусство. При переездах, каждая хозяйка стремилась красочно оформить домашнюю поклажу, используя красочные ковры, бубенцы и кисти. Кочевые казахи буквально утопали в красочном потоке узоров, которые служили оберегами от отрицательных сил, с другой – должны были своей магией стимулировать здоровье, счастье, богатство и процветание. К тому же, таким образом, женщины могли хоть как-то скрасить свою жизнь, полную разочарований и несбывшихся надежд. Только в творчестве женщина могла выразить свои сокровенные мысли и мечты.

Сидя за вышивкой, женщина уходила в иное измерение, соприкасаясь с чудом творческого вдохновения. Такое занятие соприкасалось с неким магическим ритуалом. В красочном потоке прихотливого узора, наделяемом волшебной магией защиты и добра, можно было сполна выразить мечты о прекрасном, о счастье, о любви. Видимо поэтому, орнамент в данном виде творчества удивительно разнообразен и самодостаточен и ему присуща особая сказочность и фееричность красок.

Авторы сценария фильма "Вышивка и орнамент"
Шайзада Тохтабаева
Салтанат Дунгенбаева