Традиционное ткачество Казахстана. Казахские ковры
Звонкий, красочный, жизнерадостный мир народного искусства, дышащий ароматом степи, открывает нам особенности материальной и духовной жизни казахского народа.
Жилище кочевника, юрта, словно маленький оазис, в котором пышно расцветают весенние краски степи. Под войлоком юрты, в медленном ритме плавно «перетекающего» узора, в приятных сочетаниях контрастных или приглушённых тонов, рождается удивительно цельная декоративная композиция, «мелодия» которой проста, широка и лирична, как народная казахская песня.
Внешние «стены» юрты - это чехол из войлока, перетянутый лентами - бау. Внутренние «стены», пол юрты - это разнообразные ковры из войлока, ворсовые и безворсовые ковры, циновки из степного тростника - чия.Переход от стен к куполу обозначен фризообразнорасположенной тканой лентой - баскуром. С купольного свода(шанрака) свешиваются тканые бау, нарядные жельбау с разноцветными гроздьями кистей. Даже детали каркаса крепятся арканами и цветными полосами. И всё это выполнено руками народных мастериц (шебер).
Глубоким уважением пользуются в народе лучшие ткачихи, воспроизводящие на ковре любой узор. Национальные традиции ковроткачества до сих пор хранят и продолжают народные мастерицы. Их изделия поражают нас тонким колористическим чутьём, свободной импровизацией традиционных орнаментальных мотивов.
Порой они не броски, но именно в этой неброскости есть своя внутренняя тонкость, большое благородство и сдержанная значительность. Разнообразие технических приёмов обусловило особую фактурность и живописность казахского народного ткачества; виды тканья, как и орнамент, характеризуют особенности ткачества, присущие различным районам Казахстана.
Ак баскур - полоса для украшения юрты.
Повсеместно распространено ткачество в технике «терме». В этой технике в основном ткут бау и баскуры, которые отличаются значительной плотностью и рельефной фактурой.
Их используют для крепления и украшения юрты. Особенно великолепны кызыл баскур, так называют его в народе за глубокий красный фон, по которому упругой динамичной полосой, скомпонован чёткий меандровый узор коричневого цвета. Переплетения нитей контрастных цветов на этих изделиях создают глубокое взаимопроникновение узора и фона, расположенных на разных уровнях. Баскуры, сшитые вместе рядами, образуют красочные паласы - терме алаша.
Алаша - безворсовый ковёр.
Особо ценятся в народе встречаемые на западе и юге Казахстана большие нарядные безворсовые ковры - араби килем, вытканные в технике «кежим теру» или «бухар теру». Основной композиционный приём, применяемый мастерицами на этих коврах, - чередование узорных и одноцветныхполос в различных сочетаниях. Широкие одноцветные полосы перемежаются с узкими орнаментированными, а широкие узорные - разделяются узкими одноцветными.
Излюбленные орнаментальные мотивы, используемые мастерицами, это двусторонние завитки - кошкар муйиз, ромбы с отростками, ступенчатые ромбы, ромбовидные розетки, треугольники, прямоугольники с отростками, зигзаги.
С большой фантазией комбинируют ткачихи элементы узора. Под их руками оживает неповторимая импровизированная композиция. Коричневый узор с дополнением нитей белого, жёлтого, зелёного цветов легко читается на ярко-красном, терракотовом или чёрном фоне. Масштабность араби килем, раппортная композиция, геометризированный орнамент придают ковру своеобразную строгость и монументальность.
Тукти клем - ворсовый ковёр.
Кзыл-Ординская область
Удивительной изысканностью отличаются безворсовые ковры, вытканные в технике «бес кесте». По композиционному строю (большое центральное поле и бордюр) они похожи на ворсовые ковры. Орнамент мелкий, геометризированный: ломанные линии, треугольники, штрихообразные линии, ромбы с роговидными отростками. Мастерица ткёт ковёр с помощью отдельного цветного утка, поэтому онкажется произвольно вышитым на поле ковра. (Отсюда название этого ковра - пять вышивок). Интересно колористическое решение. Как правило, мастерица исполозует два близких по тону цвета для фона и орнамента. Орнамент дополняется третьим контрастным оттенком, придающим особую эффективность и изысканность декору.
Очень нарядны и декоративны тканые полосы - ак баскур, вытканные в смешанной технике ворсового и безворсового тканья. В совершенствевладели этой техникой мастерицы Кзыл-Ординской, Уральской, Актюбинской, Гурьевской и Мангышлакской областей. Они использовали традиционные геометрические орнаментальные мотивы ( тарак-гребень, онержиек - нагрудное украшение и т.д.), а также древовидный узор, имитирующий стебель с отходящимиот дерева жизни отростками в виде веточек. На гладком белом фоне ак баскура расцветает пышный , многокрасочный узор. Мотивы орнамента богато варьируются, не повторяются в непрерывном движении вдоль замкнутого фриза.
Издавна славятся своими ворсовыми коврами ткачихи Южного Казахстана.
Под синим небом, среди гор с заснеженными вершинами,напоминающими белую юрту, ткала мастерица ковёр. Сначала тщательно отбиралашерсть: погрубее шла на основу, уток, а более мягкая на - ворс. Тут же на травеустраивался простой стан: его делают из двух укреплённых на колышках жердей,поставленных горизонтально на расстоянии друг от друга. Изготовление ковра указахов и поныне сопровождается соблюдением народных традиций. Широко применяется коллективная работа, называемая «килем асар».
В течение всего времени работы над ковром, ежедневно, с утра до вечера, хозяйке помогают несколько мастериц. Хозяйка готовит для них еду, приходящие на «килем асар» приносят с собой угощения. По окончании работы над ковром участвующие в его изготовлении обычно получают подарки. Старшая мастерица награждается наиболее щедро.
Особую монументальность ворсовым коврам придают крупные ромбические узоры с ответвлениями, ритмично повторяющимися по центральной части ковра, выделенной яркими, красочными контурами бордюра. Бордюр декорируется мелкими орнаментами, чаще цепочкой ромбов, составленных из двух сцеплённых крючков. На центральном поле ковра мастерица разбивает крупный выразительный узор, скомпонованный из ступенчатых ромбов, восьмиугольников с ответвлениями, квадратов, цветкообразных разеток. Узор выделяется яркой линией, чётко выявляющей контуры орнамента на терракотовом или тёмно-вишнёвом фоне, поэтому ковёр получает своеобразное тёплое мерцание.
Жастык - подушки
В этой же технике ворсового тканья выполнены мелкие тканые изделия: перемётные сумы - коржын, чехлы для каркаса юрты - кереге кап. Излюбленный узор, часто используемый мастерицами в декоре перемётных сумм, ромб с роговидными отростками «кырык муйиз» - сорок рогов.
Своеобразным видом ткачества является плетение узорных циновок - шим ши, служащих для обтяжки стен юрты. Циновки изготовляются изстепного тростника - чия: каждый стебель обматывается нитями из цветной шерсти,а затем тростинки горизонтально скрепляются швами. Шим ши декорируются крупным геометризированным узором из ступенчатых ромбов, ромбовидных розеток, ромбов сотростками. Узорная циновка, лёгкая, фактурная и живописная, придавала особую декоративность жилищу кочевника, великолепно сочеталась с изделиями из войлока, дерева, кожи.
Шимши - циновка.
Чувство меры, равновесие фона и орнамента, колористическое чутьё, цельность и завершённость композиции в основном определяет художественный стиль казахского прикладного искусства. Свидетельство этому - живописный цветущий мир народного ткачества, где за каждым ковром чувствуется мироощущение человека, находящегося в гармонии с природой, с миром,с самим собой.
У.Б.Сахариева
«Традиционное ткачество Казахстана»
Издательство «Онер»1986г