О копировании. История из жизни.
Когда я училась в университете на ХГФ, то отношение к копированию здесь было большей частью отрицательное, особенно у преподавателей. Так как копировали в основном для экзамена, то это расценивалось плагиат. Если на экзамене, кто-то из преподавателей обнаруживал в работе студента копию другого, уже известного художника, то поднимался скандал, это был позор и неуд. с пересдачей.
В почете были оригинальные творческие композиции, собственное видение и стиль, как выражение индивидуальности. Считалось, что копирование мешает проявлению творческих способностей и делает из художника механичного копировальщика.
И все-таки копировали многие студенты, включая и меня, копировали тайно, так, чтобы невозможно было узнать источник: искажали цвета, изменяли формы и героев композиции.
Чувства при этом возникали разные. С одной стороны было интересно сделать красивую, художественно-грамотную работу и получить хорошую оценку. Но с другой стороны был страх разоблачения и чувство собственной неполноценности.
Однако, при всей строгости преподавателей, альтернативы не было, композиции здесь не учили, а только оценивали то, что студенты делали сами, кто как мог.
На каникулах я поступила на работу отдел народных-художественных промыслов при заводе «Зергер» и здесь мои навыки пригодились. Опытные художники создавали образцы сувениров на основе полевых экспедиций по Казахстану, истории быта и костюма казахов, а художники-мастера копировали их и тиражировали. Оплата за такой труд для тех времен была очень хорошая, а сувениры продавались в лучших салонах и гостиницах г. Алматы.
Время окончания университета у меня совпало с периодом развала Советского Союза . Завод «Зергер» закрыли также, как и многие предприятия, в стране наступило тяжелое время, но у меня остались образцы сувениров, которые по-прежнему пользовались спросом. Теперь я сама заказывала фигурки у токаря, расписывала и сдавала в магазин на реализацию. Я изменила размер, разнообразила костюмы и форму фигурок, стала придумывать собственные образцы и композиции. Это позволило мне заниматься делом и получать доход в то непростое время.
Позже я познакомилась с другими мастерами и узнала много нового и интересного о народном творчестве из книг и собственных наблюдений. Надо сказать, что традиционное искусство вообще невозможно без копирования. Наиболее удачные формы и узоры передаются из поколения в поколение, от учителя к ученику именно путём копирования. Многие мотивы были созданы несколько тысячелетий назад, о чем можно судить по раскопкам из древних курганов и сохранились до наших дней практически без изменений. И эти узоры не просто украшение, в них заложен дух народа, который сохраняется на протяжении веков, и продолжает передаваться дальше через копирование, приобретая новую жизнь в произведениях современных мастеров и художников.
Фрагмент войлочного ковра с изображением орнамента. Пятый Пазырыкский курган.
Эрмитаж, № 1687-95. Сайт
Узор "Кошкар муйиз" в работе современного мастера. Галерея "Шежире". Сайт
Однажды, в библиотеке мне попалась на глаза одна очень интересная книга. Теперь уже не помню ее названия. Автор писал о своем опыте копирования картин импрессионистов, о том, как переживал невероятные состояния света и красоты настоящего момента, которые были заложены в произведениях великих художников, описывал разные приемы копирования и правила этики при воспроизведении, чтобы копия не была использована для обмана.
Мне захотелось скопировать что-то не для продажи. В этой же библиотеке я нашла книгу с репродукциями старинных китайских эмалей и отсканировала для распечатки. Я сделала их копии более крупного размера на орг.стекле, стараясь следовать рекомендациям, и хотя материалы были совсем другими, решила оставить рисунок и цвет почти без искажений.
И случилось чудо! Как будто произошло перемещение в другой мир! Мир насекомых, цветов и запахов, казалось, что я даже услышала голоса придворных: «Как красиво, эта работа достойна императора!» Для меня это было открытие. Призошло то, что в эзотерике называется «Смещение точки сборки»( термин, взятый из книг К.Кастанеды)
Я сделала несколько копий и решила оформить их в рамки, чтобы можно было повесить дома и подарить своему крестнику на свадьбу. Когда рамки были готовы, хозяйка мастерской позвала меня не в комнатку в подвале музея, где я должна была забрать заказ, а в мастерскую в её доме. Это был дом известного художника Камиля Муллашева, который выставлялся в лучших залах страны и писал на заказ портреты Н.Назарбаева. Он лично пришел посмотреть и поговорить с тем, кто принес для оформления такие работы! Я призналась, что это копии с китайских эмалей, а сама подумала, что работа, или её состояние приблизили меня к художнику нашего «императора». Состояние светлой радости продолжалось еще несколько дней и не прошло бесследно. Этот случай еще больше укрепил меня в пользе копирования.
Роспись по стеклу - копия. Работа автора сайта
В истории известно немало примеров, когда знаменитые художники начинали своё обучение именно с копий. Например, Антуан Ватто или Ван Гог, который копировал картины любимых им художников до конца жизни. И это не помешало им создать свой оригинальный авторский стиль! А Российской Академии Художеств ХVIII в. первым этапом обучения была «подготовительная работа, состоящая из копирования оригиналов-эстампов, процесс которой производился перед выполнением работы с натуры», причем на следующий этап обучения студент переводился не по времени учебных часов, а по качеству приобретенных навыков.
Теперь, по прошествии времени, я понимаю, что копирование – это необходимый этап в обучении изобразительному искусству и нет ничего зазорного в том, чтобы учится у лучших мастеров. Конечно, при условии, соблюдения авторского права. Нельзя выдавать за свою копию с работы другого художника – это плагиат и нельзя выдавать свою копию за оригинал известного мастера, чтобы продать подороже.
Впрочем, к традиционному народному искусству это не относится - теперь это всеобщее достояние и прикоснуться к этому живому источнику может каждый без всяких запретов.
А тех, кто приобретает хорошие копии известных художников, могу заверить, что там все-таки есть уникальная энергия из мира в котором жил её автор.
А что вы думаете о копировании?