Происхождение и символика древнего орнамента.
Орнамент – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Его история насчитывает ни одно тысячелетие. В переводе с лат. Ornamentum означает украшение. Однако в период своего становления, орнамент имел более глубокое значение. Ученые и искусствоведы стараются расшифровать древние изображения, вникнуть в тайный смысл знаков и символов. До сих пор считается, что ключ к пониманию многих из них давно утерян, и, тем не менее, интерес к древнему искусству не ослабевает: многие орнаментальные мотивы передаются из поколения в поколение, сохраняясь почти в неизменном виде на протяжении веков.
Определяя понятие орнамента, можно сказать, что это декоративная композиция, построенная на ритмическом чередовании и организованном расположении сходных элементов. Просто узор, свободно заполняющий плоскость, к орнаменту не относится.
Существует несколько теорий о происхождении изобразительного искусства в целом и орнамента в частности.
Наиболее популярной, особенно на Западе, можно считать биологическую теорию. Главный смысл её заключается в том, что в самой природе человека заложено стремление к красоте и гармонии. Инстинктивное чувство симметрии, которая встречается в строении многих природных образований, стало основой создания предметов, обладающих правильным соотношением пропорций. Изделия ткачества и плетения, имеющие в своей структуре ритмическое чередование сходных элементов, стали первыми образцами орнаментального искусства. В дальнейшем, согласно этой теории, развитие орнамента идёт по пути стилизации природных форм и явлений.
Мистическая теория происхождения орнаментального искусства была основана С. Рейнаком в работе "Искусство и магия”. В дальнейшем её разработкой занимались учёные-этнографы на основе изучения культуры народов, находящихся на ранней ступени развития. Согласно этой теории в народном творчестве нашли отражение их представления о строении мира, связанные с ритуальными обрядами и древней мифологией.
Так, у славянских народов наиболее часто встречаются так называемые солярные знаки, что связано, в первую очередь, с языческим культом поклонения солнцу и обожествлением сил природы. Изображая такие знаки на воротах или окнах своего дома, одежде и предметах быта, человек верил, что становится под защиту божества. В искусстве номадов таким оберегом становится тотем: животное или растение - покровитель рода. Стилизованное изображение постепенно превращается в его символ, сильно абстрагированный от реального объекта. То есть вместо объекта поклонения появляется его символ, наделённый теми же качествами.
В древности люди верили, что знаковые изображения помогают им общаться с потусторонним миром богов и духов, выполняя при этом роль посредника между мирами. Часто, орнаментальные изображения служили оберегами от злых сил, считалось, что они приносят счастье и удачу.
Часто, возникновение орнамента связывают с зарождением письменности. И действительно, знак в орнаменте, и знак в письменности могут иметь одинаковое изображение. Для примера сравним тюркское руническое письмо и орнамент на баскуре. На территории современной Россиибыли найдены сосуды и тарелки с четами и резами, расположенными по принципу орнамента. По мнению исследователей, - это ни что иное, как первые календари. В искусстве разных народов орнамент и письменность зачастую стояли очень близко. Однако, в отличие от орнамента, знак в письменности всегда имеет вполне конкретное смысловое значение. Понимание письменности рассчитано на ум и память человека, в то время как понимание связано скорее с созерцательностью, чем с конкретной расшифровкой. Поэтому и воспринимать его надо в целостности, в неразрывной связи с предметом, на котором он изображён.
Можно сказать,что знаковые изображения предшествовали появлению письменности, не потеряв в дальнейшем самостоятельного значения. Государственная символика и знаки современных фирм и начинают свою историю с древних изображений и магических символов.
Каждая народность в зависимости от эпохи создаёт свой неповторимый орнаментальный стиль. Своеобразие и национальный колорит позволяют безошибочно определить его принадлежность той или иной группе. В странах Востока искусство орнамента получило наиболее широкое развитие, и связано это, в первую очередь с древними традициями, а также запретом ислама на изображение живых существ. В изобразительном искусстве Казахстана, искусство орнамента было доминирующим вплоть до конца XVIII - начала XIX вв.
Существует много различных классификаций орнаментов. По характеру мотивов различают геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный, а также их сочетание.
По характеру композиции орнамент может быть ленточным (фриз, бордюр или кайма), в круге(розетта), в прямоугольнике или квадрате, сетчатым (различают 17 принципиально различных видов). Эта классификация непосредственно связана с формой предмета, на котором располагается орнамент.
В композиции любого орнамента лежит вполне определённый порядок построения, основанный на законах симметрии. Поэтому изучение орнаментального искусства этого мне бы хотелось связать именно с этим понятием.
По своей сути, симметричное – это нечто уравновешенное, ритмически упорядоченное, обладающее хорошим соотношением пропорций. Издавна, понятие симметрии связывали с понятием красоты и гармонии, имея в виду ту "среднюю меру”, которую Гален описывает, как состояние духа, равным образом удалённое от обоих крайностей (Г.Вейль "Симметрия”).
Говоря о симметрии, стоит отметить, что существует и строго математическое понимание этого явления: симметричным называется такой объект, который можно как-то изменить, получая в результате то же с чего начали. То есть объект остаётся неизменен по отношению к каким-либо преобразованиям, выполненным над ним.
Язык математики точен и не терпит погрешностей, художник же в своих произведениях добивается, прежде всего, выразительности, но не идеальности. Здесь он скорее близок к природе, чем к науке. Современная математика занимается расчётами и оперирует абстрактными величинами, в то время как в древности это был ключ к пониманию законов природы и мироустройства, а числам придавалось мистическое значение. Такова математика Пифагора, который почерпнул своё знание в древних учениях Египта и Вавилона, и создал собственную эзотерическую систему, в основе которой лежало число.
Любая живая система стремится к равновесию и это есть непременное условие её гармоничного существования.
Ритм, как пространственное выражение временного равновесия, является непременным условием при построении многих орнаментов. Периодические явления природы, такие как смена дня и ночи, дыхание тела, расположение листьев на ветвях деревьев, а также повторы действий в повседневной жизни, их философское осмысление, стали основой для создания ленточных орнаментов, где определённый мотив повторяется с неизменным постоянством. Также как в музыке или танце, ритм в орнаменте способен влиять на эмоциональное состояние человека, настраивая его на восприятие определенной информации.
Дальнейшее изучение орнаментального искусства показывает, что существует определённый комплекс мотивов и символов, которые можно назвать универсальными. Они встречаются в творчестве разных народов и по содержанию имеют сходное значение, которое никак нельзя объяснить одной только преемственностью. В основе их понимания лежит общность восприятия и осмысления явлений жизни и природы. В первую очередь это круг, крест, квадрат, мотив мирового древа, а также различные сочетания спиралей.
Круг во всех древних религиях символизировал небесное начало. Достаточно выйти ночью в степь, когда земли практически не видно и посмотреть на небо, усыпанное звёздами, чтобы понять что небесный свод – это сфера, обращённая в бесконечность. Точку в центре сферы можно сравнить с Солнцем в зените, которое даёт свет и возможность существования жизни на Земле. Таким образом, можно объяснить появление солярных знаков, а быть может и открытие центральной симметрии в математике.
Несмотря на кажущуюся простоту, интуитивные представления древних вовсе не были наивными. Любое природное образование имеет центр – место наибольшей концентрации энергии. В живой клетке – это ядро, в яйце – зародыш, в человеческом организме – сердце – непрерывный двигатель – центр кровеносной системы. Орбиты движения планет Солнечной системы можно представить в виде эллипсов, общим центром которых является Солнце.
В зависимости от композиции центральная симметрия концентрирует внимание зрителя в данной точке, уравновешивая все её части относительно единого центра.
С идеей единого центра также связаны различные виды поворотов. При повороте элементы располагаются по принципу различных числовых величин. Композиция может быть трёхзначной, четырёхзначной, пятизначной и т. д. В древности, существовало знание, основанное на магии чисел, где каждое число заключало в себе информацию об определённых законах строения мира. Это знание было зашифровано в символы, а символы стали частью орнаментальных композиций.
Вертикаль заключает в себе принцип активной энергии. Это луч света, пришедший с неба на землю, это движение огня, который всегда стремится вверх. Поворот головы в вертикальном направлении у людей всего мира означает знак утверждения, согласия. Вертикаль – это нечто способное противостоять. Строение тела человека обладает осевой симметрией. В активном состоянии позвоночник человека находится в вертикальном положении. Из всех существ животного мира только человек способен противостоять природе. Животные, обладающие горизонтальным строением позвоночника, полностью пребывают в её власти.
В искусстве, вертикаль часто служит линией, соединяющей небо и землю. Мотив мирового дерева, можно считать одним из базовых в искусстве разных времён и народов. Обладая вертикальной осью симметрии, мировое дерево является символом соединения трёх миров: подземного, земного и небесного. Это также символ развития и роста; также как и дерево, человек имеет земную опору и стремится к звёздам. И эта связь не должна быть нарушена. Аналогами мирового дерева по смысловому значению можно также считать колонны, каменные стелы, символическое изображение цветка.
Горизонталь символизирует пассивный принцип энергии. Это водная поверхность, которая в спокойном состоянии всегда принимает горизонтальное положение. Движение отрицания, которое каждый может испытать при повороте головы, также имеет горизонтальное направление. Именно в таком положении во время отдыха пребывает тело человека. Горизонталь также символизирует протяжённость явлений во времени и пространстве. Линия горизонта – это условная граница между небом и землёй. Точка соединения вертикали и горизонтали есть место объединения полярных энергий. Образовавшаяся при этом фигура креста становится одним из наиболее распространённых символов в искусстве разных времён и народов.
Толкование фигуры креста настолько многогранно, что хотелось бы вспомнить стихотворение восточного поэта и философа Джами:
Запомни крепко, друг, что правят в этом мире
Небесный звёздный свод – да в нём число четыре.
Извечна на земле явлений кривизна: зима да лето, осень да весна,
Печаль разлук сменяет радость встреч.
Поэта мирный стих – войны кровавый меч,
За ночью неизбежно день настанет,
А жизнь появится – вослед ей смерть нагрянет.
Можно также вспомнить четыре стороны света, четыре темперамента человека, четыре времени года и т.д. Интересно, что Леонардо да Винчи, который был не только гениальным художником, но и выдающимся учёным, считал, что здоровье человека зависит от гармоничного, уравновешенного сочетания четырёх стихий в его организме, где пятым объединяющим элементом становится некий эфирный элемент, духовная субстанция, которая зависит от гармоничного взаимодействия противоположных энергий. Крест также напоминает систему координат, где центром является 0-цифра, которая по древней символике означает вечность-начало всех начал.
Квадрат, фигура производная от креста и близкая ему по значению, соответствует стихии земли и является знаком материального мира. В отличие от круга не имеет аналогов в природе, и является человеческим изобретением как знаковое выражение порядка и устойчивости.
Треугольник может иметь различное направление, в зависимости от этого меняется его смысловое значение. Треугольник, направленный остриём вверх, символизирует восхождение духа из материи, и, напротив, треугольник, направленный остриём вниз символизирует нисхождение духа в материю. Периодическое чередование подобных элементов – один из хорошо сохранившихся мотивов казахского орнамента.
Спираль это символ, который в различных сочетаниях встречается в орнаменте, особенно казахском, довольно часто. По смысловому значению спираль всегда ассоциировалась с движением, развитием, нарастающей силой. Однако сила не всегда может быть созидательной. Особенно ярко это проявляется в симметрии спиралей. Если взять работающие часы и сделать несколько оборотов влево, против хода часовой стрелки, то часы замедлят ход и постепенно остановятся. И наоборот, зарядить часы можно только вращательным движением вправо. То есть, при совершении симметричных движений, эффект получается обратно противоположным. Левая часть у человека обычно бывает слабее, чем правая. Можно также сравнить значение этих слов в их образном смысле. Таким образом, левая спираль заключает в себе принцип знания или набора информации, а правая – силы или движения. Соединение этих двух принципов силы и знания нашло своё графическое воплощение в элементе «кошкар муiz», что в переводе означает бараний рог. В казахском орнаменте этот элемент можно назвать основополагающим. Встречаясь в различных вариациях, он приобретает различные оттенки звучания.
Разделение единого потока на две части условно можно назвать символом власти; по форме элемент действительно напоминает рога барана. В древности, на Востоке Александра Македонского называли Искандер Зу-ль-Карнайн, что означает двурогий. В роли священного барана выступает древнеегипетский бог Амон и индийский бог Индра.
Из соединения двух противоположных начал возникает нечто третье – объединяющая третья сила. Это закон движения и развития жизни, так называемый закон триединства. Закон триединства подробно описан в работах крупнейшего суфийского философа-мистика Г.Гурджиева, который глубоко изучал культуру и искусство Древнего Востока. Заключается он в том, что любое движение складывается из трёх составляющих: утверждающее начало – сила (+), отрицающее - знание или проверка на прочность (-), и нейтрализующая сила - объединяющий третий принцип. Закон триединства – это всеобщий закон, поэтому для лучшего понимания его можно рассматривать как единство трёх времён: прошлого, настоящего и будущего.
Прошлое статично, его нельзя изменить, опыт прошлого – это наше знание о мире, тот фундамент, благодаря которому человек имеет возможность двигаться дальше. И в то же время это та сила инерции, которая пытается удержать человека в статичном состоянии, устраивая проверку на прочность его намерений. Будущее существует в наших планах, представлениях о лучшем, выборе общего направления в жизни, но его ещё нет. Чтобы двигаться и осуществлять мечты, нужна сила, положительный заряд, уверенность в собственной правоте. Сила напрямую зависит от того, насколько человек умеет пребывать в настоящем. Ведь только в настоящем времени происходят реальные события, которые и определяют наше будущее. Воплощение закона триединства можно встретить практически во всех религиях мира. Так, в индийской религиозной системе – это триединство богов Вишну, Шивы и Брахмы, где Вишну – созидатель, Шива – разрушитель, а Брахма – нейтрализующая сила. В христианстве - это Святая Троица: Бог Отец – небесное начало, Бог Сын – земное воплощение и Бог Святой Дух – объединяющая их сила.
Примером из жизни может послужить обычай посидеть перед дальней дорогой, успокоиться и сосредоточиться, чтобы пассивная сила не застала врасплох где-нибудь в пути. Не случайно, что именно в казахском искусстве этот элемент имеет такое широкое распространение; ведь кому как не кочевнику знать закон движения?!
Другой характерной и своеобразной особенностью казахского орнамента, можно назвать явление дипластии, или взаимопроникновение фона и узора. Чаще всего его можно встретить в орнаментах сырмаков и тускиизов – шерстяных ковров, выполненных методом аппликации.
Примерное равенство фона и узора, а также цветовое решение, основанное на принципе контрастов, позволяет говорить о присутствии здесь симметрии противоположностей. Такой вид симметрии был описан в прошлом веке А.В.Шубниковым и утвердился в науке под названием антисимметрии.
По смысловому значению явление дипластии заключает в себе древнюю идею дуализма, известную ещё со времён Заратуштры. Взаимопроникновение контрастных по цвету и часто идентичных по форме элементов зрительно создаёт впечатление равновесия, где каждая из полярностей имеет право на полноправное сосуществование, являясь одновременно дополнением своей противоположности. Общим элементом, находящимся на границе контрастных форм, становится серединная линия. Удерживая в сознании изображения обеих полярностей, человек имел возможность выхода в иное измерение, некое пространство, лежащее за пределами добра и зла через серединную линию, которая становится своеобразным медиатором – третьим объединяющим началом.
В произведении Г.Гурджиева «Беседы Вельзевула со своим внуком» есть интересный рассказ о том, как во времена пребывания Пифагора в древнем Вавилоне древнее эзотерическое знание было зашифровано и в символической форме передано через произведения искусства, легенды, обряды и церемонии. Именно этот рассказ послужил началом данному исследованию и поиску произведений искусства, содержащих идеи эзотерического знания. В своих работах Г.Гурджиев часто пишет о существовании объективного искусства, следы которого можно встретить именно на Востоке. Создание произведений такого искусства невозможно без знания математики. Такое искусство не может восприниматься по-разному различными людьми, оно производит именно то воздействие, которое было в него заложено, - разница заключается лишь в степени восприятия его зрителем или слушателем.
На протяжении многих поколений идеи древнего искусства бережно сохранялись и передавались от учителя к ученику. Таким образом, оно стало традиционным, и благодаря этому сохранилось до наших дней. И хотя в народном искусстве разрабатываются в основном одни и те же мотивы и темы, в нём всегда есть место для творчества; каждый художник вносит в своё произведение нечто своеобразное, отвечающее его индивидуальности и духу времени. И сегодня немало художников и мастеров обращаются к теме народного искусства, находя в нём живой источник вдохновения и творческих идей. В современном искусстве наблюдается определённый синтез стилей и направлений, поэтому так важно сегодня возрождение древних традиций, в которых заключена мудрость народа, проверенная веками.
Набиулина М.Р. Журнал"Культура" №2(10) 2006г.
Литература:
К. Ибраева "Казахский орнамент".
Л.М.Буткевич "История орнамента".
Г.Гурджиев "Беседы Вельзевула со своим внуком"
Л.Я. Штернберг "Первобытная религия в свете этнографии".