Каталог изделий
Мастер-класс
Статьи об искусстве
Исследователи казахского орнамента.
Карутс Рихард – немецкий учёный-этнограф и антрополог, в 1903 г. посетил полуостров Мангышлак. В результате путешествия появилась книга «Среди киргизов и туркмен на Мангышлаке» (СПБ: изд.Девриена, 1911г.), в которой он описал быт, традиции, народные обычаи и предметный мир местного народа.
Одной из тем его исследований стал орнамент на изделиях декоративно-прикладного искусства. Р.Карутс стал первым автором, который попытался сделать анализ казахского орнамента, выделил его основные элементы и сопоставил с декоративным искусством соседних народов.
Выдвинул теорию о том, что в основе казахского орнамента лежит изображение бараньих рогов. Эта теория пользуется популярностью до наших дней. Карутс нашёл сходство казахского орнамента с иранским и сделал вывод о заимствовании форм, опираясь на образцы иранского средневековья.
Дудин С.М. – учёный и художник, представитель русской востоковедческой науки. Он работал в системе трёх учреждений: Академии наук, Академии художеств и Комитета по изучению Средней и Восточной Азии Начиная с 1893г., на протяжении двух с лишним десятилетий был участником нескольких десятков экспедиций по Казахстану, Центральной и Средней Азии. Работал в качестве фотографа и художника. Собрал огромное количество этнографического материала и образцов казахского орнамента. Это рисунки, кальки, фотографии, которые находятся теперь в библиотеке Академии художеств в С.-Петербурге и в музее этнографии Российской АН.
В 1925г. вышла его работа «Киргизский орнамент»(Восток, кн.5.-М.-Л.: Гос.изд., 1925.) Это была первая книга, полностью посвящённая казахскому орнаменту. Дудин считал, что казахская народная орнаментика является частью Центрально-Азиатской и Среднеазиатской систем, с которыми имеет много общего, в то же время сохранила практически в неизменном виде многие древнейшие мотивы.
Дудин выделил четыре особенности казахского орнамента, которые являются основополагающими:
- Равенство фона и узора
- Равнозначность мотивов. Явление дипластии
- Ограниченность цветовой гаммы
- Наличие верха и низа.
В идее равенства фона и узора, исследователь видел, прежде всего практический смысл, вытекающий из стремления экономии материала. В своей работе автор приводит также названия некоторых мотивов, но в то же время указывает, что часто одни и те же орнаменты или их элементы имеют разные названия, что свидетельствует, по мнению автора, о том, что смысл орнаментальных мотивов забыт.
Рисунки C. Дудина,

Шнейдер Е.Р.- учёный и этнограф. В своей работе «Казахская орнаментика»( Казаки. Вып. 2. Л., 1927) описал различные виды художественного творчества, а также связал своеобразие орнаментальных форм с особенностями их идейно-смыслового содержания. Проследил связь древнейшего мотива «мирового древа» с мотивом парных рогов , считая его происходящим из культуры иранского мира. Шнейдер считал, что казахская орнаментика, представляет собой как бы один самобытный и оригинально разработанный срез общетурецкой художественной кочевнической культуры, но истоки её находит в культуре иранского мира.
Клодт E.A. - художник, исследователь традиционного казахского орнамента. По заданию музея г.Омска, работал в 1927г., 1930г., 1934-1935гг. в Казахстане. Е.А.Клодт тщательно изучил и скопировал большое колличество орнаментов, особенно типичных для северно-восточных районов Казахстана. Сравнение красочных рисунков художника с подлинными произведениями казахского народного творчества, показывает их несомненную уникальность и близость к оригиналу.
Е.А. Клодт не был лингвистом. Его работа над орнаментом не сопровождалась исследованием фольклорного смысла узоров. Тем не менее собранныйим материал целостен и является ценным вкладом в изучение казахского искусства.
Клодт Е.А. "Казахский народный орнамент"
Клод Е.А., В. Чепелев (вводн. ст. и прим. к табл." Казахский народный орнамент").
Издательство: Искусство,1939г.
Размер: 44,7 Mb,
Формат: PDF
Количество страниц: 34
Язык: Русский
Басенов Т.К. - казахстанский автор, в своей работе "Казахский орнамент в архитектуре" (А.-А.: изд.АН Каз ССР, 1957г.), затронул вопросы происхождения казахского орнамента, первооснову которого он видел в искусстве сако-сарматских племён. Эта эпоха, известная нам по искусству "звериного стиля" несла в себе приёмы формообразования и черты, которые с полной уверенностью можно определить, как специфические степные и казахстанские.
Маргулан А.Х. - академик академии наук Казахской ССР. Известен как разносторонний учёный: этнограф, археолог, филолог. Им были открыты уникальные исторические памятники эпохи бронзы, написано свыше 150 научных трудов и монографий.
В 1986г. выходит трёхтомное издание "Казахское народное прикладное искусство" (Алма-Ата, "Онер", 1986г.), где были собраны произведения мастеров декоративно-прикладного искусства , а также исследования в области истории происхождения и развития казахского орнамента.
В первом томе издания. он прослеживает этапы развития древних стилей, основные черты которых стали определяющими в казахском национальном искусстве орнамента. Это геометрический стиль находок эпохи бронзы, формообразующие черты скифского "звериного стиля", полихромный стиль на ювелирных изделиях эпохи гуннов, резьба по камню и кости эпохи тюркского каганата, особенности искусства кипчаков, карлуков и др. племён, населявших территорию Казахстана в VIII-XIV вв.
Орнамент в древности имел ритуальное значение. Талисманы с орнаментом были знаками магии, и носили их как обереги, в надежде привлечь счастье и удачу.
А.Х. Маргулан пишет, что практически все орнаментальные узоры читались в своё время совершенно определённым образом, но теперь их смысл утерян.Тем не менее он считает, что в основе происхождения зооморфных мотивов лежит стилизация образов древнего "звериного стиля".
Здесь он также приводит названия различных символов и мотивов казахского орнамента.
Издание иллюстрировано прекрасными фотографиями произведений орнаментального искусства.
Ибраева К.Т. - казахстанский исследователь. В 1994г. выходит её книга «Казахский орнамент» (АЛМАТЫ "Онер"1994), которая посвящена всестороннему изучению казахского народного орнамента . Книга состоит из четырёх частей:
1. Казахский орнамент: проблемы и история изучения
2. Памятники орнаментального искусства Казахстана
3. Происхождение и эволюция орнамента Казахстана
4. Содержание казахского орнамента.
На основе серьёзного анализа работ исследователей казахского орнамента и привлечения многочисленных материалов археологических находок автор проводит разностороннее изучение орнаментального искусства казахов, уделяет большое внимание истории и эволюции орнамента, подчёркивая его многозначность. В последней главе проводит математический анализ основных формообразующих элементов и опираясь на законы симметрии, прослеживает связь между способом выражения и идейно-смысловым содержанием наиболее древних и устойчивых форм казахского орнамента.
На сайте есть статья, составленная на основе исследований этого автора под названием Истоки и памятники орнаментального искусства Казахстана





