Каталог изделий

Мастер-класс

Статьи об искусстве



Исследователи казахского орнамента.

Карутс  Рихард – немецкий учёный-этнограф и антрополог, в 1903 г. посетил полуостров Мангышлак. В результате путешествия появилась книга «Среди киргизов и туркмен на Мангышлаке» (СПБ: изд.Девриена, 1911г.), в которой  он описал быт, традиции, народные обычаи  и предметный мир местного народа.

Одной из тем его исследований  стал орнамент на изделиях декоративно-прикладного искусства. Р.Карутс стал  первым автором, который попытался сделать анализ  казахского орнамента, выделил его основные элементы и сопоставил  с декоративным искусством соседних народов.

Выдвинул теорию о том, что в основе  казахского орнамента лежит  изображение бараньих рогов. Эта теория  пользуется популярностью до наших дней.  Карутс  нашёл сходство казахского орнамента с иранским и сделал вывод о заимствовании форм, опираясь на образцы иранского средневековья.

Дудин С.М. – учёный и художник, представитель русской востоковедческой науки. Он работал в системе трёх учреждений: Академии наук, Академии художеств и Комитета по изучению Средней и Восточной Азии Начиная с 1893г., на протяжении двух с лишним десятилетий был участником нескольких десятков экспедиций по Казахстану, Центральной и Средней Азии. Работал в качестве фотографа и художника. Собрал огромное количество этнографического материала и образцов казахского орнамента. Это рисунки, кальки, фотографии, которые находятся теперь в библиотеке  Академии художеств в С.-Петербурге и в музее этнографии Российской АН.

В 1925г. вышла его работа «Киргизский орнамент»(Восток, кн.5.-М.-Л.: Гос.изд., 1925.)  Это была первая книга, полностью посвящённая казахскому орнаменту.  Дудин считал, что казахская народная орнаментика является частью Центрально-Азиатской и Среднеазиатской систем, с которыми имеет много общего,   в то же время сохранила практически в неизменном виде многие древнейшие мотивы.

Дудин выделил четыре особенности казахского орнамента, которые являются основополагающими:

  • Равенство фона и узора     
  • Равнозначность мотивов. Явление дипластии
  • Ограниченность цветовой гаммы
  • Наличие верха и низа.

В идее равенства фона и узора, исследователь видел, прежде всего практический смысл, вытекающий из стремления экономии  материала. В своей работе автор приводит также названия некоторых мотивов, но в то же время указывает, что часто одни и те же орнаменты  или их элементы имеют разные названия, что свидетельствует, по мнению автора, о том, что смысл орнаментальных мотивов  забыт.

Рисунки C. Дудина,

сделанные во время экспедиций по Казахстану
Все картинки кликабельны, увеличиваются при нажатии левой кнопкой мыши

Казахский орнамент. С.Дудин Казахский орнамент. С.Дудин Казахский орнамент. С.Дудин Казахский орнамент. С.Дудин Казахский орнамент. С.Дудин Казахский орнамент. С.Дудин Казахский орнамент. С.Дудин С.Дудин. Казахский орнамент Казахский орнамент. С.Дудин Казахский орнамент. С.Дудин


Шнейдер Е.Р.- учёный и этнограф. В своей работе «Казахская орнаментика»( Казаки. Вып. 2. Л., 1927) описал различные виды художественного творчества, а также связал своеобразие орнаментальных форм с особенностями их идейно-смыслового содержания. Проследил связь древнейшего мотива «мирового древа» с мотивом парных рогов , считая его происходящим из культуры иранского мира. Шнейдер считал, что казахская орнаментика, представляет собой как бы один самобытный и оригинально разработанный срез общетурецкой художественной кочевнической культуры, но истоки её находит в культуре иранского мира.

Клодт E.A.  - художник, исследователь  традиционного казахского орнамента. По заданию музея г.Омска, работал в 1927г., 1930г., 1934-1935гг. в Казахстане.  Е.А.Клодт  тщательно изучил и скопировал большое колличество орнаментов, особенно типичных для северно-восточных районов  Казахстана. Сравнение красочных рисунков художника с подлинными произведениями казахского народного творчества, показывает их несомненную уникальность и близость к оригиналу.

Е.А. Клодт не был лингвистом. Его работа над орнаментом не сопровождалась исследованием фольклорного смысла узоров. Тем не менее собранныйим материал целостен и является ценным вкладом в изучение казахского искусства.

 Клодт Е.А. "Казахский народный орнамент"

Клод Е.А., В. Чепелев (вводн. ст. и прим. к табл." Казахский народный орнамент").
Издательство: Искусство,1939г.
Размер: 44,7 Mb,
Формат: PDF
Количество страниц: 34
Язык: Русский

Архив WinRAR(42,3Мб).

Басенов Т.К. - казахстанский автор, в своей работе "Казахский орнамент в архитектуре" (А.-А.: изд.АН Каз ССР, 1957г.), затронул вопросы происхождения казахского орнамента, первооснову  которого он видел в искусстве сако-сарматских племён. Эта эпоха, известная нам по искусству "звериного стиля" несла в себе приёмы формообразования и черты, которые с полной уверенностью можно определить, как специфические степные и казахстанские.

Маргулан  А.Х. - академик академии наук Казахской ССР. Известен как разносторонний учёный: этнограф, археолог, филолог. Им были открыты уникальные исторические памятники эпохи бронзы, написано свыше 150 научных трудов и монографий.

В 1986г. выходит трёхтомное издание "Казахское народное прикладное искусство" (Алма-Ата, "Онер", 1986г.), где были собраны произведения мастеров декоративно-прикладного искусства , а также исследования в области истории происхождения и развития казахского орнамента.

В первом томе издания. он прослеживает этапы развития древних стилей, основные черты которых стали определяющими в казахском национальном искусстве орнамента.  Это геометрический стиль находок эпохи бронзы, формообразующие черты скифского "звериного стиля", полихромный стиль на ювелирных изделиях эпохи гуннов, резьба по камню и кости эпохи тюркского каганата, особенности  искусства  кипчаков, карлуков и др. племён, населявших территорию Казахстана в VIII-XIV вв.

Орнамент в древности имел ритуальное значение. Талисманы с орнаментом были знаками магии, и носили их как обереги, в надежде привлечь счастье и удачу.

А.Х. Маргулан пишет, что практически все орнаментальные узоры читались в своё время совершенно определённым образом, но теперь их смысл утерян.Тем не менее он считает, что в основе происхождения зооморфных мотивов лежит стилизация образов древнего "звериного стиля".

Здесь он также приводит названия различных символов и мотивов казахского орнамента.

Издание иллюстрировано прекрасными фотографиями произведений орнаментального искусства.

 

Ибраева К.Т. - казахстанский исследователь. В 1994г. выходит её книга «Казахский орнамент» (АЛМАТЫ "Онер"1994),  которая посвящена всестороннему изучению  казахского народного орнамента . Книга состоит из четырёх частей:

1.      Казахский орнамент: проблемы и история изучения

2.      Памятники орнаментального искусства Казахстана

3.      Происхождение и эволюция орнамента Казахстана

4.      Содержание казахского орнамента.

На основе серьёзного анализа работ исследователей казахского орнамента и  привлечения многочисленных материалов археологических находок автор проводит  разностороннее изучение  орнаментального  искусства казахов, уделяет большое внимание    истории и эволюции орнамента, подчёркивая  его  многозначность. В последней главе проводит математический анализ основных формообразующих элементов и опираясь на законы симметрии, прослеживает связь  между способом выражения и идейно-смысловым содержанием наиболее древних и устойчивых форм казахского орнамента.

На сайте есть статья, составленная на основе исследований этого автора под названием Истоки и памятники орнаментального искусства Казахстана