Петроглифы Тамгалы(Танбалы)
Петроглифы - это обобщённое название древних изображений, высеченных или нарисованных на скалах, стенах или потолках пещер, а также на камнях и открытых скальных поверхностях. Происходит от греч. слова pétros – камень и glyphé – вырезание, резьба.
На территории Казахстана обнаружено большое количество скальных комплексов с изображением петроглифов, в основном в Семиречье, где их насчитывается более 50, самый крупный и значительный из которых расположен в урочище Тамгалы или Танбалы. Урочище Танбалы находится в 170 км. к северо-западу от г. Алматы, если двигаться по трассе на Бишкек, после поворота за поселком Копа. Это довольно ровная местность в юго-восточной части невысоких Чу-Илийских гор, в горном массиве Анархай.
Тамгалы – это не просто музей под открытым небом, а целый комплекс, куда входят культовые места, святилище, могильники и около 5 000 наскальных изображений, которые образуют единую сакральную территорию, где в древности проходили ритуальные церемонии, а люди молились богам и духам на протяжении более 2 000 лет.
Самые ранние из петроглифов были сделаны еще в эпоху бронзового века - около XIV в до н.э, вплоть до VI-VIII вв. – времени освоения Великой степи тюркскими народами. Петроглифы сделаны как на больших участках скальной поверхности, так и на отдельно стоящих камнях, находящихся на общей территории 3х10 км. Однако наиболее значительная их часть сделана на участке приблизительно 250х500 метров, где их насчитывается около 2 000.
Тематика рисунков очень разнообразна. В основном это животные: горные бараны, быки, лошади ,лоси, а также люди, сцены охоты, всадники, ритуальные пляски… Наиболее интересные из них – это образы Солнцеголовых существ, которые являются самыми древними и были созданы ещё в середине второго тысячелетия до н.э. По мнению ученых – это самые ранние антропоморфные изображения божества.
Петроглифы на скалах. Животные.
Урочище Танбалы. Алматинская область.
Выбор места расположения скальных рисунков был не случайным. Древние мастера умело использовали материал и расположение скальной поверхности, прежде всего ориентируясь на движение Солнце по траектории дневного цикла. В зависимости от времени суток и угла падения лучей, разные участки выделяются по-разному . Так, находясь на одном месте, можно увидеть целую группу изображений, которая складывается в сложную композицию. Такие смотровые площадки могут находиться в нескольких десятках метров от петроглифов, а рисунки при этом, видны очень хорошо.
На экскурсии. Петроглифы на скалах
Техника исполнения наскальных рисунков требует от мастера большой силы и терпения. Все изображения выбивались, вероятно, металлическим инструментом по контуру, а затем шлифовался внутренний слой скальной породы. Интересно, что более древние изображения отличаются большей глубиной и тщательностью исполнения. Благодаря этому они и дошли до наших дней, поражая современников лаконичной выразительностью образов и сюжетов, созданных древними художниками.
Современные художники используют изображения петроглифов для создания произведений декоративного, станкового, монументального и др. видов изобразительного искусства. Это позволяет сохранить преемственную связь с культурой древности и подчеркнуть национальное своеобразие произведений. Творчески переработанные и осмысленные, древние изображения приобретают новое звучание и теперь уже стали неотъемлемой частью современной культуры Казахстана.
Солнцеподобные существа и пляшущие человечки.
Урочище Танбалы. Алматинская область.
Многие из них широко используются в национальной символике. Например, на монетах и денежных банкнотах Казахстана, а Солнцеголовое божество из Тамгалы стало символом международного конкурса «Азия Даусы».
Поэтому так важно сегодня, изучение и понимание этого древнего вида искусства, особенно, когда есть возможность своими глазами увидить и даже потрогать работу древних мастеров, прикоснуться к духу прошлого. Ведь именно с петроглифов и начинается история изобразительного искусства на территории Казахстана.
Общечеловеческая ценность и уникальность петроглифов урочища Тамгалы была признана мировым сообществом – в 2004 году они были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. С этого времени памятник находится под защитой международной Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.
Благодаря этой поддержке территория археологического комплекса содержится в чистоте, создан план музея-заповедника, на скалах нанесены предупреждающие знаки и указатели. Созданы все условия для любознательных путешественников, желающих прикоснуться к прошлому.
Синее небо Тамгалы.
Фото и видео автора.