События

Репортаж на канале Qazaq TV в программе "Art of making"

Роспись деревянной куклы






Истоки и памятники орнаментального искусства Казахстана.

Содержание

      От эпохи бронзы до образования Казахского ханства
      1. Андроновская керамика
      2. Искусство скифов
      3. Полихромный стиль
      4. Балбалы. Эпоха Тюркского каганата.
      5. Средневековая керамика

Во второй половине VI века произошёл взрыв военной и политической активности тюркских племён Алтая. Объединившись с тюркскими племенами Монголии и других районов, в течение короткого времени они создали могущественную военную державу. Период владычества Тюркского каганата резко видоизменил этническую карту Казахстана и Средней Азии, вызвав приход сюда больших масс тюркского населения, их сближение, слияние с местными ираноязычными племенами и тюркизацию их.

В период Тюркского каганата высокого развития достигает резьба по камню и кости. Резьба по камню широко применялась в архитектурном декоре. В Казахстане найдено много изваяний людей, относящемуся к этому периоду.
В тюркское время возникла новая традиция возведения мемориальных памятников. Как и крупные мавзолеи типа Козы-Корпеш и Баян-Слу, так и скромные каменные ящики воздвигались на поверхности земли. В отличие от эпох ранних кочевников, когда погребальная постройка засыпалась курганом, в тюркское время центр внимания был перенесён из-под земли на поверхность. Непременным атрибутом тюркских мемориальных памятников были каменные изваяния, развивающие традиции «оленных камней» скифского времени.

Балбал. Комплекс Кумай, Акмолинская область Балбал. Чу-Жайсанское традиционное религиозное святилище. Балбал. Чу-Жайсанское традиционное религиозное святилище. Жамбылская область Балбал Кулпытас - продолжение традиции балбалов

Балбалы и кулпытас на территории Казахстана.

Каменные стражи великой степи

Тюркские раннефеодальные государства, сменявшие друг друга, были непрочными объединениями различных, хотя и близких по культуре племён. Укрепление феодальных отношений в этих государствах привело к появлению и росту городов, особенно в земледельческих оазисах, бурному развитию торговли и ремёсел. Транзитная торговля и производство товаров для рынка обеспечивали феодальную знать и военную верхушку общества разнообразными предметами роскоши. В степь стали проникать изделия не только из Средней Азии, но и произведения ближневосточных, иранских, китайских мастеров. Под воздействием вкусов тюркского населения складывался своеобразный стиль городских ремесленников Южного Казахстана и Семиречья, который представлял сплав ближневосточных, среднеазиатских традиций со степными.

Реконструкция и керамика древнего г.Тараз

Керамика чуйской долины X-XII вв.

Цветные иллюстрации с реконструкцией узоров

Материал о быте и культуре кипчаков и других племён содержится в средневековых, арабских и персидских источниках IX-XIV веков. Один из средневековых авторов Ал-Йакуби говорит, что огузы, кипчаки и канглы (тюрки) – самые искусные народы в изготовлении войлока, потому что из него их одежда. Рубрук описал летнюю белую юрту кипчаков: «покрывают её белым войлоком, чаще же пропитывают также войлок извёсткой, белой землёй и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче; а иногда также берут они чёрный войлок. Этот войлок около верхней шейки украшают красивой разнообразной живописью. Именно они(кипчаки) сшивают цветной войлок или другой, составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей, и они делают подобные жилища настолько большими, что те имеют иногда 30 футов в ширину»
Памятники искусства кипчаков и карлуков были найдены при раскопках древних городищ Южного, Центрального Казахстана и Семиречья. Чаши кипчаков обычно изящны, на массивном кольцевом и дисковом поддоне. Борта прямые, удобные для питья. Цвет росписи от светлого до тёмно-фиолетового. Орнамент в виде волнистых линий, спиралей и поясков из звёздочек, часто встречаемых на изделиях из бронзы. В Сауране и Сузаке встречены миниатюрные чаши, окрашенные бирюзой и марганцем

Монгольское нашествие нанесло тяжёлый урон хозяйству Казахстана, особенно его городам. Вызвав новые крупные перемещения населения, оно надолго задержало процессы консолидации казахской народности. Только после развала Золотой Орды возникли предпосылки для ускорения этого процесса.

<<Содержание

Лит-ра:

К. Ибраева "Казахский орнамент", Алматы "Онер", 1994г.

А.Х.Маргулан "Казахское народное прикладное искусство",
том I (стр.43), Алма-Ата "Онер", 1986г.

Иллюстрации из интернета и коллекции автора.