Каталог изделий

Мастер-класс

Статьи об искусстве



Истоки и памятники орнаментального искусства Казахстана.

От эпохи бронзы до образования Казахского ханства

Содержание

      1. Андроновская керамика
      2. Искусство скифов
      3. Полихромный стиль
      4. Балбалы. Эпоха Тюркского каганата.
      5. Средневековая керамика
      6. Искусство кипчаков и карлуков

Во второй половине VI века произошёл взрыв военной и политической активности тюркских племён Алтая. Объединившись с тюркскими племенами Монголии и других районов, в течение короткого времени они создали могущественную военную державу. Период владычества Тюркского каганата резко видоизменил этническую карту Казахстана и Средней Азии, вызвав приход сюда больших масс тюркского населения, их сближение, слияние с местными ираноязычными племенами и тюркизацию их.

В период Тюркского каганата высокого развития достигает резьба по камню и кости. Резьба по камню широко применялась в архитектурном декоре. В Казахстане найдено много изваяний людей, относящемуся к этому периоду.
В тюркское время возникла новая традиция возведения мемориальных памятников. Как и крупные мавзолеи типа Козы-Корпеш и Баян-Слу, так и скромные каменные ящики воздвигались на поверхности земли. В отличие от эпох ранних кочевников, когда погребальная постройка засыпалась курганом, в тюркское время центр внимания был перенесён из-под земли на поверхность. Непременным атрибутом тюркских мемориальных памятников были каменные изваяния, развивающие традиции «оленных камней» скифского времени.

Балбал. Комплекс Кумай, Акмолинская область Балбал. Чу-Жайсанское традиционное религиозное святилище. Балбал. Чу-Жайсанское традиционное религиозное святилище. Жамбылская область Балбал Кулпытас - продолжение традиции балбалов

Балбалы и кулпытас на территории Казахстана.

Каменные стражи великой степи

Тюркские раннефеодальные государства, сменявшие друг друга, были непрочными объединениями различных, хотя и близких по культуре племён. Укрепление феодальных отношений в этих государствах привело к появлению и росту городов, особенно в земледельческих оазисах, бурному развитию торговли и ремёсел. Транзитная торговля и производство товаров для рынка обеспечивали феодальную знать и военную верхушку общества разнообразными предметами роскоши. В степь стали проникать изделия не только из Средней Азии, но и произведения ближневосточных, иранских, китайских мастеров. Под воздействием вкусов тюркского населения складывался своеобразный стиль городских ремесленников Южного Казахстана и Семиречья, который представлял сплав ближневосточных, среднеазиатских традиций со степными.

Реконструкция и керамика древнего города Тараз. Музей Археологии Казахстана.

Керамика чуйской долины X-XII вв.

Цветные иллюстрации с реконструкцией узоров

Материал о быте и культуре кипчаков и других племён содержится в средневековых, арабских и персидских источниках IX-XIV веков. Один из средневековых авторов Ал-Йакуби говорит, что огузы, кипчаки и канглы (тюрки) – самые искусные народы в изготовлении войлока, потому что из него их одежда. Рубрук описал летнюю белую юрту кипчаков: «покрывают её белым войлоком, чаще же пропитывают также войлок извёсткой, белой землёй и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче; а иногда также берут они чёрный войлок. Этот войлок около верхней шейки украшают красивой разнообразной живописью. Именно они(кипчаки) сшивают цветной войлок или другой, составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей, и они делают подобные жилища настолько большими, что те имеют иногда 30 футов в ширину»
Памятники искусства кипчаков и карлуков были найдены при раскопках древних городищ Южного, Центрального Казахстана и Семиречья. Чаши кипчаков обычно изящны, на массивном кольцевом и дисковом поддоне. Борта прямые, удобные для питья. Цвет росписи от светлого до тёмно-фиолетового. Орнамент в виде волнистых линий, спиралей и поясков из звёздочек, часто встречаемых на изделиях из бронзы. В Сауране и Сузаке встречены миниатюрные чаши, окрашенные бирюзой и марганцем.

У кипчаков было развито ювелирное искусство, особенно гравировка по металлу, резьба по кости и т.д При раскопках курганов в Тургайской области в 1901 г. были открыты уникальные памятники кипчаков, в том числе золотой наконечник пояса в виде головки сайги. В других погребениях - изделия из золота, бронзы и серебра с характерными чертами звериного стиля. В кипчакском искусстве часто встречаются ювелирные изделия в виде птиц, которые у древних тюркских племён были символом неба.

В погребениях кипчаков Казахстана и Нижнего Поволжья найдено много однотипных колчанов, обтянутых кожей с длинными накладками из кости и металла, орнаментированные завитками бараньих рогов и часто фигурами оленей - одного из основных символов звериного стиля. Поле между узорами на колчанах нередко расписывается чёрной и красной краской. Такое сочетание красного и чёрного характерно для многих ковровых изделий казахов.Фон накладок из кости часто заполнен косой штриховкой, на которую уже наносятся роговые завитки, S-образные фигуры, изображения оленей, коней и других животных.

искусство кипчаков и карлуков ювелирное искусство кипчаков и карлуков

Среди памятников искусства кипчаков известны круглые бронзовые зеркала. Бронзовое зеркало, обнаружено в кургане Кара-Оба Жангалинского района. Его поверхность отполирована и украшена орнаментом в виде переплетающихся бараньих рогов. На другом зеркале - солярные круги - символы Солнца и небесных светил, которым поклонялись.

Известна монументальная скульптура. Это каменные изваяния. Они сохранились в большом количестве в Центральном Казахстане - на родине кипчаков и в Семиречье, где долго обитали карлуки. Кроме каменных изваяний, найдены женские статуэтки из меди и бронзы. Так, в горах Улутау найдена статуэтка в головном уборе, похожем на Саукеле. Она датируется XIV-XVвв.и хранится в историко-краеведческом музее Джезказгана.

Искусство кипчаков, карлуков, караханидов и огузов, развивавшееся в Казахстане в течение нескольких веков, является одним из истоков художественной культуры казахского народа.

Казахское искусство унаследовало многие традиции художественной культуры скотоводческих племён и сохранило их до наших дней, творчески переработав и обогатив новыми мотивами

Монгольское нашествие нанесло тяжёлый урон хозяйству Казахстана, особенно его городам. Вызвав новые крупные перемещения населения, оно надолго задержало процессы консолидации казахской народности. Только после развала Золотой Орды возникли предпосылки для ускорения этого процесса.

<< Начало>>

Лит-ра:

К. Ибраева "Казахский орнамент", Алматы "Онер", 1994г.

А.Х.Маргулан "Казахское народное прикладное искусство",
том I , Алма-Ата "Онер", 1986г.

Иллюстрации из интернета и коллекции автора.